Главная » Украина » Новости

Лицом к бизнесу: что могло бы повысить эффективность украинского рынка товаров
Лицом к бизнесу: что могло бы повысить эффективность украинского рынка товаров
25.08.2015

В рейтинге глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума (ВЭФ) Украина занимает 76-е место в списке 144 стран. Однако по составляющей "Эффективность рынка товаров" наша страна находится на 112-й позиции. Украинское развити

Среди дюжины "колонн" Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) насыщенностью индикаторов выделяются две составляющих индекса: "Институты" и "Эффективность рынка товаров". Обе включают в себя под два десятка различных показателей. Но если "Институты" касаются, прежде всего, способности государства развиваться и управлять, то 6-я составляющая ИГК, "Эффективность рынка товаров", в наибольшей мере отражает то, насколько обеспечивает конкурентоспособность бизнесу любой страны та среда, в которой он работает.

Какой компонент эффективности рынков не возьми, Украина далека от мировых лидеров. Даже по показателю количества процедур, необходимых для начала бизнеса, отечество находится на 57-м месте. Правда, зарегистрировать свое дело в Украине несколько лет назад стало весьма просто благодаря процедуре "единого окна" (всего 6 процедур). Просто аналогичную практику имеют очень многие страны на планете, и выше шестого десятка подняться не получается. Так что не здесь следует искать эльдорадо успешной страны. А вот показатель времени, необходимого для открытия нового бизнеса (21 день), явно есть куда улучшать. Украинская бюрократия по-прежнему никуда не спешит. И не позволяет торопиться другим.

Самые большие проблемы у Украины с эффективностью антимонопольной политики (136-е место) и налогообложением инвестиций (137-е место). Как следствие, все печально с конкуренцией на внутреннем рынке (концентрация высока, 129-е место), а также с влиянием регуляторных правил на прямые иностранные инвестиции (125-е место).

Показатели составляющей ИГК "Эффективность рынка товаров" (6-я "колонна")

Показатель

Балл

Место

6.01 Интенсивность конкуренции на внутреннем рынке

4,7

101

6.02 Степень монополизации рынка

3,0

129

6.03 Эффективность антимонопольной политики

3,0

136

6.04 Влияние налогообложения на желание инвестировать

2,7

137

6.08 Затраты на проведение аграрной политики

3,4

104

6.09 Преобладание торговых барьеров

4,1

106

6.11 Доля иностранной собственности

3,5

122

6.12 Влияние регулирования на прямые иностранные инвестиции

3,5

125

6.13 Бремя таможенных процедур

3,3

118

6.15 Степень ориентированности на клиента

4,5

72

6.16 Требовательность покупателя

3,4

73

Показатели из Doing Business:

6.05 Совокупная налоговая ставка (% прибыли)

54,9

123

6.06 Количество процедур, требуемых для открытия бизнеса

6

57

6.07 Время, требуемое для открытия бизнеса (дней)

21

96

Прочие показатели:

6.10 Таможенные тарифы и пошлины (средняя ставка, %)

2,8

43

6.14 Уровень импорта (% ВВП)

51,9

60

Сводные показатели:

6А Конкуренция

4,0

125

6А1 Внутренняя конкуренция

3,9

128

6А2 Внешняя конкуренция

4,3

99

6В Качество спроса

3,9

70

6 Эффективность рынка товаров

4,0

112

Источник: Отчет о глобальной конкурентоспособности, ВЭФ, 2014/15.

Насколько конкурентоспособен национальный товарный рынок?

Важно понимать, что конкурентоспособность большинства стран с годами растет, поэтому даже для того, чтобы сохранять свои прежние позиции, необходимо с каждым разом получать все более высокие оценки. Так, по эффективности товарного рынка у Украины в 2009 году было 109-е место, а в 2014-м — уже 112-е, несмотря на повышение балльной оценки (на 0,3 балла).

В целом ситуация с эффективностью рынка товаров на начало 2014 года была примерно такая же, как и за пять лето до того. Беглое сравнение трендов по "колонне" "Эффективность рынка товаров" стран-соседей (Польши, Грузии и России) позволяет выделить схожие черты: небольшой спад в период 2010-2012 годов, а затем подъем. Однако важно то, что все эти годы в этом квартете Украина располагалась на последнем-предпоследнем месте, и нынешний кризис пока явно не помощник в плане повышения конкурентоспособности. А инвесторы делают соответствующие выводы.

Оценки эффективности рынка товаров Украины и соседних стран (места в мире (график 1) и баллы (график 2)

Источники: Отчеты о глобальной конкурентоспособности, ВЭФ.

В рамках исследования глобальной конкурентоспособности ВЭФ также проводит опрос руководителей компаний относительно наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса. Как правило, в ответах украинских бизнесменов приоритетное место занимают налоговые вопросы. Правда, число респондентов, которые отнесли их к наиболее проблемным, в последние годы все же уменьшилось — с 10,5% до 7,7% для налоговых ставок и с 13,6% до 4,3% — для налоговой политики (если сравнивать опросы в начале 2012-го и 2014 годов). Очевидно, что уменьшение значимости проблем налогообложения произошло в силу резкого роста влияния других факторов (боевые действия, нестабильность власти, непоследовательность госполитики, инфляция), однако, очевидно, что даже незначительные послабления по совокупной ставке налогов и их администрированию могут дать заметный эффект. В частности, отметим, что Украина является лидером по уровню налоговой нагрузки среди стран бывшего СССР, а по уровню перераспределения ВВП через бюджет — напоминает зажиточные скандинавские страны (при этом качество социальных услуг там значительно выше).

Стремительное сжатие рынков

Антимонопольные:

  • 42% рынков Украины — монопольные или олигопольные, около 11% — рынки естественных монополий; только 47% рынков работают в условиях конкуренции; за последние 10 лет доля конкурентных рынков сократилась на 12 процентных пунктов (данные Антимонопольного комитета, июль 2015).

Налоговые:

  • С 21% до 8,9% сократилась доля налога на прибыль в налоговых поступлениях госбюджета (за первое полугодие 2015 года по сравнению с 2011-2013 годами; при этом доля рентой платы за использование природных ресурсов резко выросла — с 0,7% до 4,8% (данные Госказначейства).
  • До 17,76% выросла в I квартале 2015 года доля чистых налогов в ВВП Украины (по данным Госстата), это самый высокий уровень с 1998 года (тогда было 17,72%).

Инвестиционные:

  • До 14,5% сократилась в I квартале 2015 года доля валового накопления основного капитала в ВВП Украины (по данным Госстата); это самый низкий уровень за всю историю независимости.
  • На 14,8% сократились капитальные инвестиции в I квартале 2015 года, в т. ч. на 37,4% — в промышленности (по данным Госстата).
  • С $58,2 млрд до $42,9 млрд сократились кумулятивные прямые иностранные инвестиции в Украину (по данным Госстата) — изменение показателя преимущественно вызвано девальвацией.

Таможенные:

  • До 10,7% выросла доля таможенных пошлин и сборов, а также акцизов на импорт в налоговых поступлениях госбюджета за первое полугодие 2015 года (по данным Госказначейства), тогда как в 2011 и 2014 годах этот показатель находился на уровне 4,5%. За 2014 год план по таким внешнеторговым налогам был недовыполнен на 19,7%.

Торговые (внешние):

  • На 33% сократился экспорт товаров и услуг за первое полугодие 2015 года, импорт за этот период в годовом исчислении упал на 36,9% (по данным НБУ); спад на уровне 20-40% произошел по всем основным товарным группам.

Торговые (внутренние):

  • 27,1% составил спад в розничной торговле в январе-июле 2015-го по сравнению с аналогичным периодом 2014-го (по данным Госстата).

Ведение бизнеса:

  • На 5,8%, или на 38,8 тыс. единиц, сократилось число экономически активных предприятий за 2014 год (по данным Госстата).

В ближайшее время Украина сможет подняться в рейтинге в аспектах, связанных с дерегуляцией. Отменено несколько десятков нормативных актов, которые сдерживали предпринимательскую активность, избыточно усложняли взаимоотношения государства и бизнеса. Впрочем, обещанной "регуляторной гильотины" мы так и не дождались, а потому на первые места в рейтинге Doing Business выйдем нескоро.

Налоговые реформы-2014/15 и вовсе пока привели только к усилению давления на бизнес (поднялась рента, налогообложение подакцизных товаров, введен военный налог). Впрочем, Минфин наметил провести с начала 2016 года масштабную налоговую реформу. Однако не факт, что она превратится в тотальное снижение налогов, что будет способствовать сокращению теневого сектора.

Остаются проблемы с таможней. С одной стороны, за последние годы Украина существенно сократила показатель средней ставки таможенных тарифов и пошлин: с 4,2% в 2009-м до 2,8% в 2014 году (это стало следствием переходного периода после получения членства во Всемирной торговой организации). Также после переприсоединения к зоне свободной торговли СНГ в 2012-м, со снижением количества и совокупной ставки таможенных тарифов и пошлин, улучшаются оценки для бремени таможенных процедур в Украине — они выросли на 0,5 балла в 2012–2014 годах. Однако в целом процедуры оформления товаров на границе остаются сложными — Украина располагается по этому показателю на 118-м месте в мире, да и торговых барьеров предостаточно — 106-е место.

Уже в обозримом будущем стоит ожидать улучшение оценок по тарифам и пошлинам с учетом запуска зоны свободной торговли с Евросоюзом и создания аналогичных зон с Канадой, Израилем, Турцией и рядом других стран.

ГРАФИКИ. Оценки отдельных показателей для эффективности рынка товаров Украины (балльные и числовые оценки).

Источники: Отчеты о глобальной конкурентоспособности, ВЭФ.

Реформаторская повестка

Судя по рейтингу глобальной конкурентоспособности от ВЭФ, в плане эффективности товарных рынков у Украины есть 4 проблемные сферы. Первоочередное решение этих проблем заметно поднимет конкурентоспособность страны и приблизит ее к статусу успешной, на этих задачах и целесообразно сконцентрировать экономическую госполитику.

1. Налоговая система. Налоги должны быть существенно снижены, хотя бы до 30% общего заработка предприятий. Учитывая низкий уровень доверия налогоплательщиков к власти, целесообразно введение максимально простой налоговой системы, акцент должен быть сделан на снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Упрощенную систему налогообложения целесообразно сохранить, ради выведения 47% экономики (по официальным данным МЭРТ) из тени. Перераспределение ВВП через бюджет не должно превышать 35%. Компенсатором налоговой реформы может быть незначительное повышение ставки НДС, а также введение налогов на роскошь для значительной части населения. Инвестиции предприятий, а также соответствующие расходы граждан должны приводить к уменьшению налогооблагаемой базы.

2. Антимонопольная политика. Антимонопольному комитету следует уточнить критерии отнесения отдельных компаний и холдингов к статусу монополистов. Законодательство должно предполагать неотложное разделение компаний, в случае достижения ими контроля над 40-50% того или иного рынка (исключение — естественные монополии и госпредприятия, связанные с нацбезопасностью). При этом необходимо увеличить порог необходимости получения разрешения на концентрацию, а сотрудники АМКУ должны сконцентрироваться на крупных фигурантах дел.

3. Регуляторная политика, стимулирование инвестиций. В идеале Украине стоит провести "регуляторную гильотину", отменив все нормативно-правовые акты, регулирующие бизнес, острая необходимость которых не будет доказана органами власти. Привлечение иностранных инвестиций в воюющую страну возможно лишь путем предоставления режима наибольшего благоприятствования, включая освобождение от налога на прибыль в первые годы заведения инвестиций, а также предоставления инструментов формирования уставных фондов совместных и иностранных предприятий в инвалюте (с целью недопущения быстрого обесценения капитала из-за девальвации). Приватизацию целесообразно проводить с нефискальными целями, путем продажи убыточных предприятий за символическую гривню. При этом необходимо прописывать четкий инвестиционный план развития такого предприятия, включая налоговые отчисления и социальную составляющую. В случае нарушения такого инвестплана (и исключительно по этой причине) договор купли-продажи может расторгаться.

4. Таможенные процедуры. На границе должна работать единая служба по оформлению ввоза-вывоза товаров (вместо 5-6 существующих). Оформление грузов должно проходить в режиме видеосъемки. Минимальная таможенная стоимость каждого типового товара должна быть размещена в сети в открытом доступе, а также определена формула оценки товара в случае, если он является нестандартным. Заработная плата таможенников должна быть повышена вдвое, а фонд оплаты труда соответствующего таможенного пункта — иметь привязку к стоимости оформляемых внешнеэкономических операций. Разумеется, либерализация внешней торговли должна сопровождаться эффективной реформой таможенной службы. Она должна быть партнером бизнеса, а не средством выкачивания средств для наполнения госбюджета.


Источник: delo.ua Версия для печати




Комментарии
 
Ваш комментарий
 Имя   Город
  до 500 символов
 

 
Еще новости

  • Что предлагает законопроект об антикоррупционном суде и учтены ли рекомендации Венецианской комиссии
  • Вместо ТРЦ на Почтовой предлагают построить музей археологии
  • Топ-5 самых громких судебных процессов 2017 года
  • Школы, трамваи и скважины. Какие программы в столице будут финансировать в 2018 году
  • Как повышение учетной ставки НБУ скажется на экономике Украины
  • Медицинской реформе быть: сколько потратят из госбюджета на здравоохранение
  • Кредиты молодости нашей: смогут ли молодые семьи получить деньги из бюджета на покупку жилья
  • Сколько магазинов оштрафовали за продажу смартфонов и бытовой техники без кассового аппарата
  • Метро на Виноградарь, субсидии и флаг: на что Киев потратит 49 млрд гривен из бюджета-2018
  • Госбюджет-2018: получат ли аграрии реальную поддержку от государства