Главная » Украина » Новости

Станет ли бизнесу легче жить после новых дерегуляционных инициатив Кабмина
17.03.2017

Кабинет министров принял очередные точечные решения, которые должны упростить работу украинского бизнеса, в частности, строителей, авиаперевозчиков и экспортеров. Delo.UA разбиралось, что именно поменяло правительство, а также анализировало, выполняются л

Во время так называемого второго дерегуляционного дня (первый состоялся в ноябре 2016 года) Кабмин продолжил отменять устаревшие нормативные документы, исключил ряд товаров из списка продукции двойного использования, принял лицензионные условия для авиаперевозчиков, а также подтвердил бессрочность лицензии для строителей. Как правительство облегчало жизнь бизнесу и облегчило ли разбиралось Delo.UA.

Новые послабления в госнадзоре

Кабмин на своем заседании отменил 23 подзаконных акта, которые устанавливали индивидуальные порядки для проведения проверок контролирующими органами. Дело в том, что закон о госнадзоре предусматривает, что проверки должны проводиться исходя из единых правил. Он устанавливает процедуру контроля от начала и до конца, не предусматривая регулирование проверок на уровне подзаконных актов. "Потому любой приказ министерства, который говорит, каким образом осуществлять проверку, является незаконным. А таких подзаконных документов было много. Да и не все органы заботились об отмене собственных порядков, продолжая работать, как удобно", — рассказывает ведущий юрист Офиса эффективного регулирования (BRDO) Сергей Глущенко.

То есть подзаконные акты министерств и ведомств банально шли вразрез с законом, зачастую расширяя полномочия контролеров

Например, инструкция об осуществлении геологического контроля от 2011 года позволяла чиновникам замораживать работу предприятий, проводить проверку в течение 15 дней или приходить с внеплановым мероприятием по обращению юрлица. В то время, как согласно закону о госнадзоре остановка производства возможна исключительно по решению суда, проверка должна длится максимум 10 дней, а возможности прийти с внеплановой проверкой по обращению юрлица нет вовсе, подчеркивают в Государственной регуляторной службе.

Потому Офис с декабря прошлого года проводил инвентаризацию подзаконных актов, по итогам которой и подготовил список на отмену. Среди них порядки проведения контроля в электроэнергетике, экологического контроля партий лома черных и цветных металлов, контроля в сфере соцстрахования от несчастных случаев на производстве, проверки экологических показателей нефтепродуктов.

Правда в процессе обсуждения и согласования некоторые документы министерства и ведомства все же отстояли. Например, порядок осуществления надзора в сфере семеноводства и рассадничества, проверок в сфере торговли и услуг и качества продукции, а также проверок по соблюдению законодательства при осуществлении операций с драгоценными металлами и камнями.

"Покращення" для экспортеров

Кабмин также исключил 53 группы товаров из списка продукции двойного использования. А это значит, что экспортерам и импортерам, например, эндоскопов, рентгеновских аппаратов, небольших фото- и видеокамер, станет легче. От них перестанут требовать разрешение Государственной службы экспортного контроля при ввозе и вывозе товара за границу.

"Получение такого разрешения является проблемным, — говорит юридический советник BRDO Денис Малюська, — и оно выдается слишком долго, приблизительно месяц. Да и экспортер никогда не может быть уверен, что получит разрешение, ведь решение принимают несколько госорганов. Кроме того, необходимо предоставлять информацию о конечном потребителе товара и потому компаниям приходится ограничивать свой торговый оборот через посредников".

По словам эксперта, от бюрократических процедур страдали даже экспортеры товаров, которые не входят в список двойного использования, но имеют такой же код продукции по украинской классификации. Ведь эти предприниматели обязаны были получать заключение, что их товар не является продукцией двойного использования.

Определенность для строителей

Решение о том, что лицензии строительным компаниям выдаются на неопределенный срок, было принято еще летом 2015 года. Тем не менее, в подзаконных актах до сих пор было написано, что компания каждые пять лет должна приходить в Государственную архитектурно-строительную инспекцию и переоформлять лицензию, а это приводило к непредвиденным расходам бизнеса.

"Поскольку подзаконные акты говорили, что лицензии не являются бессрочными, строители часто-густо были обязаны платить. Теперь не будут", — обращает внимание замминистра экономики Максим Нефьодов.

Сейчас Кабмин внес изменения в свои постановления и отменил обязанность для строительных компаний переоформлять лицензию каждые пять лет.

"Процедура же должна выглядеть следующим образом: доказал, что отвечаешь требованиям, получил лицензию и если не нарушаешь — работай спокойно", — говорит Алексей Гончарук, руководитель BRDO.

Ясность в авиаперевозках

Кабмин также принял лицензионные условия для авиаперевозчиков пассажиров, опасных грузов и отходов. Это по большому счету техническое решение. Принять этот документ банально требовало украинское законодательство. Но каких-либо бонусов это решение не принесет, уверены эксперты.

"Правительство стремилось загнать правила лицензирования разных видов деятельности под некоторые единые стандарты, — говорит эксперт по транспорту BRDO Сергей Хижняк. — Так у нас, например, атомная энергетика и сельское хозяйство лицензируются по одному сценарию. Авиация же регулируется международными актами, а они предполагают получение сертификата эксплуатанта. В украинском законодательстве лицензионные условия предусматривают требования к персоналу, обучению, материальной базе, финансовой устойчивости. Практически все это уже учтено в сертификате эксплуатанта".

Потому на этапе лицензирования компаниям приходится доказывать все то, что она уже подтвердила во время сертификации, говорит эксперт.

И уверяет, что Украине стоит принять отдельный закон о лицензионных условиях в авиации, прописав два основных требования к компаниям. Во-первых, подтверждать финансовую устойчивость, то есть способность выполнять обязательства перед пассажирами. И во-вторых, иметь структуру собственности, согласно которой 50% акций или капитала будут принадлежать украинцам.

Выполняются ли принятые ранее решения

Свой первый дерегуляционный день в ноябре прошлого года Кабинет министров провел громко, отменив одним махом 367 регуляторных актов. Но это был скорее рекламный шаг, ведь упраздненные нормативы давно не использовались и были так называемым "нормативным мусором". Тем не менее, тогда было принято несколько важных и действительно полезных решений. Правда большинство из них до сих пор так и не заработали.

В частности, правительство одобрило разрешение для аграриев смешивать зерно разных классов на припортовых терминалах и при отгрузке с линейных элеваторов за границу. Это сулило предпринимателям экономию около 15% на логистике. Но финальное слово было за Минагрополитики. В министерстве даже были согласны внести соответствующие изменения, говорит эксперт по вопросам сельского хозяйства BRDO Богдан Андрющенко, но случилось непредвиденное — инструкция с этой нормой случайно попала в перечень решений к отмене Кабинетом министров. И все бы ничего, но документ содержит ряд других норм, которые отменять никак нельзя, говорит эксперт. Потому в течение двух месяцев министерство должно разработать изменения и, возможно, аграрии в конце концов получат долгожданную возможность сэкономить на логистике.

Еще одно так и не вступившее в силу решение Кабмина — отмена минимальной стоимость нотариальных услуг. Согласно законодательству, на сегодняшний день нотариус не может выставить счет за свои услуги на сумму меньше 1% от сделке с недвижимостью, которую он заверяет. Правительство согласилось, что эта норма имеет коррупционные риски, ведь многие нотариусы были готовы и на меньшую оплату, потому за определенное "вознаграждение" возвращали клиентам некоторую сумму из уплаченного процента. Однако решения Кабмина тут недостаточно, ведь стоимость нотариальных услуг регулируется указом президента. А администрация главы государства вернула документ обратно, отказавшись подписывать, аргументируя это тем, что "не мы принимали, не нам его и отменять". Дело в том, что ограничения принимались в 1998 году, и у президента тогда были другие полномочия, потому в администрации главы государства говорят, что теперь для их отмены нужен отдельный закон.

Также в конце осени правительство поддержало переход на автоматизированный расчет нормативной стоимости земли. Но технологию пока успели внедрить только в Киеве. В других регионах процесс движется медленно — где из политических соображений, где из-за плохой технической базы или отсутствия кадров.

И только телекоммуникационным компаниям Кабмин все же смог упростить жизнь. Ранее установка телекоммуникационных вышек, которые размещаются на крышах и которые можно легко смонтировать и демонтировать, требовала оформления такого же пакета документов, как и для полноценного строительства. Правительство же упростило процедуру согласования размещения таких вышек, а также уменьшило стоимость аренды участка крыш госзданий под их установку.


Источник: delo.ua Версия для печати




Комментарии
 
Ваш комментарий
 Имя   Город
  до 500 символов
 

 
Еще новости

  • Реформу ГФС начнут с переведения услуг в онлайн и усиления колл-центров
  • Методичка для разговора с таксистом о судебной реформе
  • Цифровая подпись вместо паспорта: Что меняет закон о BankID и MobileID
  • Кто из добровольцев может получить статус УБД - 5 тезисов нового законопроекта
  • Пять ключевых тезисов об учениях "Запад-2017"
  • Рост пенсий, повышение стажа и дефицит ПФУ: Что поменяет пенсионная реформа Гройсмана
  • Сколько бесплатных лекарств раздало государство за полгода
  • Что предусматривает законопроект о реинтеграции Донбасса
  • "Зрада" и "перемога" судебной реформы. Что изменится после принятия новых кодексов
  • Почему обязательные кассовые аппараты не "обелили" рынок техники и электроники