Бесконечный аттракцион: о фильме Люка Бессона "Валериан и город тысячи планет"
10.08.2017

10 августа в украинский кинопрокат выходит фантастическая лента Люка Бессона "Валериан и город тысячи планет" - зрелищный конвейер непрестанно сменяющих друг друга визуальных эффектов, от которых перехватывает дыхание, и, вместе с тем, - мас

В такой "обособленности" французской картины, снятой на английском языке с участием китайского капитала и без присмотра голливудских студий, — ее принципиальная самобытность. Лента была создана по мотивам фантастических французских комиксов, которыми Люк Бессон увлекался в детстве. Долгое время он отметал идею перенести их на экран, осознавая, что воссоздать в кино многообразные космические миры, о которых в комиксах идет речь, ему не под силу, но в итоге — все же реализовал давнюю мечту, посвятив картину своему отцу.

Технологически идею стало возможным воплотить в полной мере после достижений "Аватара" Джеймса Кэмерона, который расширил пределы использования компьютерной анимации в игровом кино. Под Парижем под присмотром Люка Бессона была построена киностудия, специально спроектированная таким образом, чтобы наиболее оптимально работать над подобным проектом. Дело осталось за малым — найти достаточно средств для его осуществления.

Невероятные для неголливудской ленты 180 млн. евро бюджета были получены благодаря предпродажам "Валериана..." по всему миру и участию китайских инвесторов, которые вложили в производство картины треть необходимых средств. В итоге, фильм был снят без сотрудничества с голливудскими студиями, которые, в принципе, могли позволить себе такие траты, но взамен вплотную контролировали бы творческий процесс. Люка Бессона в работе над "Валерианом", похоже, не контролировал никто, кроме него самого — о чем убедительно свидетельствует полученный 137-минутный результат.

"Китайское" присутствие в самом фильме, к слову, тоже оказывается достаточно лапидарным. Китайских космонавтов показывают в прологе ленты, которая демонстрирует первые встречи с инопланетянами на земной орбите. Правительство Земли, которое превращает космическую станцию для межгалактических встреч и обмена опытом, культурой и технологиями в тот самый "Города тысячи планет", называют Центральным Комитетом. А во время расследования, проводимого в темных закутках "города", герои натыкаются на старый космический корабль с китайским флагом на борту.

А вот, китайских актеров в главных ролях в ленте нет. Собственно, людей — да еще таких, которые что-то привносят в историю, а не исполняют в ней служебные функции,– вообще в фильме немного. По сути, все внимание сконцентрировано на двух сотрудниках межгалактических спецслужб Валериане (Дейн Дехан) и его напарнице Лорелин (Кара Делевинь). Они должны выявить и устранить террористическую угрозу, которая нависла над "Городом тысячи планет" и может уничтожить его.

Для этого герои выполняют череду предначертанных миссий, каждую из которых можно рассматривать обособленно от остальных — как новый уровень компьютерной игры, со своими четко определенными препятствиями и возможностями их преодоления — благодаря силе, мужеству, смекалке, хитрости или техническим средствам. Осуществляют Валериан и Лорелин эти миссии вместе и врозь — спасая друг друга от неприятностей. При этом — что тоже больше характерно для компьютерной игры, чем кино — о гибели "попутчиков" во время таких миссий они переживают лишь иногда.

Валериан и город тысячи планет

Этот "игровой" подход к конструированию истории во многом необходим Люку Бессону для того, чтобы в полной мере раскрыть визуальное богатство задуманной им фантастической вселенной, оправдать бесконечную смену зрелищных мест действия (и повторное, "смакующее" возвращение к ним). Валериан и Лорелин действуют в космосе и пустыне, под водой и в параллельном измерении, гоняют на космических кораблях и бегают по "Городу тысячи планет", пробивая лбом стену за стеной (что становится после этого с космической станцией — не важно).

При этом наиболее яркий образ Люк Бессон демонстрирует уже в самом начале фильма — создавая фантастической красоты эскапистский мир, где все живут в абсолютной гармонии с природой, и дальше — иронично рифмуя эти прекрасные кадры с натуралистичными "фотообоями" тропического пляжа, на фоне которых в космическом корабле отдыхает Валериан — максимально искусными в своей "искусственности". Такой искусно-искусственной, в общем, является и сама картина, в которой практически нету реальности.

Валериан и город тысячи планет

Говоря о парадоксальной самобытности "Валериана...", стоит отметить, что лента многажды вызывает стойкое ощущение дежавю. Неслучайное — все же Люк Бессон конструирует ее из тех образов, которыми усыпано его творчество, в определенном смысле он всю свою карьеру снимал этот фильм. Впрочем, французский режиссер добавляет в ленту аллюзии на мир, созданный Джорджем Лукасом в "Звездных войнах", а также — на другие фантастические киноистории.

В первую же очередь стойкие связи выстраиваются между "Валерианом..." и бессоновским "Пятым элементом". В частности, музыкально-танцевальный номер Рианны — единственной приглашенной в ленту "звезды" — во многом является парафразом истории фантастической оперной певицы из "Пятого элемента". Иным тут оказывается лишь масштаб и зрелищный размах, с которым этот узнаваемый сюжет представлен, а также его самоочевидность: "Валериан..." в охотку идет по пути повторения пройденного.

В этой ситуации можно только посочувствовать актерам, задача которых выглядит нередко неподъемной — они объективно проигрывают создаваемому вокруг них фантастическому пространству и анимированным инопланетным персонажам, вовсю эксплуатирующим потенциал прекрасного, миловидного, смешного и чуть-чуть ужасного. К тому же — вынуждены бороться со сценарием, который вырезан по лекалам компьютерной игры и обильно сдобрен комедийными, романтическими и героическими штампами, не скрывающими своей "конвейерной" природы.

Валериан и город тысячи планет

В итоге, по-настоящему неожиданно предстают в фильме лишь главные герои — благодаря режиссерскому решению, которое помогает вырвать их за пределы известного, столкнув форму и содержание. Особенно ярко играть на контрасте удается Люку Бессону с образом Лорелин: специальный агент без страха и упрека в большинстве своих внешних реакций на происходящее малосерьезно хмурится и обижено кривит губы. Благодаря этому всегда больше модель, чем актриса Кара Делевинь выгодно представляет именно свой актерский потенциал. Там же, где подобного ироничного "разрыва" не предложено, выходит унылая — вторичная — карикатура.

Люка Бессона, судя по всему, это вполне устраивает. Образ "Города тысячи планет", космической станции, постоянно разрастающейся и увеличивающейся — настолько, что она начинает угрожать самой себе, может служить метафорой самого фильма. Картина разрастается вширь, все время подбрасывая новые забавы и радуя зрелищными образами, захватывающими самим своим экранным воплощением. Фактически, "Валериана..." можно начинать (или продолжать) смотреть с любого места — без особого ущерба смыслу происходящего. И кажется, что для нового фильма Люка Бессона это, скорее, не упрек, а комплимент.


Источник: delo.ua Версия для печати




Комментарии
 
Ваш комментарий
 Имя   Город
  до 500 символов
 

 
Еще новости

  • Надежда есть: о фильме Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды"
  • Как получить максимум впечатлений за 24 часа в рождественской Вене
  • Не последние: о главной премьере декабря "Звездные войны: Последние джедаи"
  • Топ-6 фильмов, которые помогут начать жизнь заново
  • "Киборги" за первый уикенд обогнали "Дюнкерк" и "Ярость"
  • Заменит ли искусственный интеллект топ-менеджеров?
  • Лжедиеты: разоблачение самых живучих мифов о похудении
  • Краков за один день: яркие 24 часа в Рождество
  • Главные HR-тренды 2018 года
  • Нудный: о криминальной мелодраме "Верный. Страсть и преступление"