Монополия по-одесски: что не поделили в порту
07.12.2017

В начале декабря состоялось заседание АМКУ по делу о злоупотреблении монопольным положением со стороны оператора логистического комплекса компании "Евротерминал". Есть ли монополия при въезде в Одесский морпорт и почему местные власти дистанциру

Антимонопольный комитет Украины сообщил о намерении оштрафовать ООО "Евротерминал" (оператора логистического комплекса при Одесском морском торговом порте) на сумму до 10% годового дохода (выручки) за злоупотребление монопольным положением. Представители "Евротерминала" официально заявили, что не согласны с позицией АМКУ, считают ее заангажированной и необъективной.

Экскурс в историю

ООО "Евротерминал" было создано для реализации логистического комплекса "Сухой порт" в 2005 году при Одесском морском порту. Объем инвестиций в проект составил более $40 млн, из которых более $24 млн — средства инвестора, а $16 млн профинансировал Европейский банк реконструкции и развития.

Согласно договору межу оператором и морпортом, стороны сотрудничают в процессе обработки транспортных средств, которые едут под разгрузку/погрузку в Одесский порт, а также создают и используют транспортно-логистическую цепочку: терминалы Одесского порта — транспортная эстакада — "Сухой порт" — международный транспортный коридор в„–9 (в оба направления).

Сотрудничество между "Евротерминалом" и Одесским МТП состоит также в использовании накопительной транзитной площадки в процессе движения грузового транспорта для загрузки/выгрузки на территории порта.

Проще говоря, для разгрузки Одесского порта был создан Сухой порт, который предусматривал вынесения за границы порта на резервные площадки части грузовых операций. Кроме того, Сухой порт призван улучшить экологическую ситуацию в Одессе — урегулировать неконтролируемый "отстой" грузовых авто на улицах Одессы и использование ими местных дорог.

Претензий у АМКУ не возникало вплоть до 2016 года. Дело в том, что Одесский пор находится в черте города, что значительно усложняет заезд в него грузовых автомобилей. Количество КПП (контрольно-пропускных пунктов) на въезде в порт ограничено. Более того, один из подъездных путей проходит через территорию жилой застройки (через ул. Кутузова и ул. Церковная к КПП в„–2) и его использование вызывает негодование у проживающих в прилегающих домах людей.

Один из подъездных маршрутов (через специально построенную для грузового транспорта эстакаду к КПП в„–4) как раз и связан с деятельностью ООО "Евротерминал", поскольку его использование подразумевает пользование услугами компании.

В 2016 году Одесский городской совет принял решение ограничить движение транспорта через частный сектор. Это привело к недовольству перевозчиков, которые заявили о нарушении антимонопольного законодательства.

В чем претензия

Обвинения со стороны АМКУ в отношении "Евротерминала" началась в 2017 году. Параллельно, еще в феврале текущего года АМКУ рекомендовал Одесскому горсовету предусмотреть возможность альтернативного заезда грузового автотранспорта на территорию Одесского морского торгового порта.

Комитет закидывает "Евротерминалу" подозрение в нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. "В частности, относительно возможности проезда грузового транспорта к пункту пропуска "Одесский морской торговый порт" только через накопительную транзитную площадку "Евротерминала", взыскания с каждого грузовика платы за проезд, который идет к Одесскому МТП и неконтролируемое, в одностороннем порядке, поднятие "Евротерминалом" цены на свои услуги", — сообщили в АМКУ.

Суть претензии в том, что въезд грузов в Одесский порт осуществляется только через территорию, которая принадлежит "Евротерминалу". Кроме того, отстой транспортных средств (ТС) на прилегающих к порту территориях запрещен.

Напомним, Одесский горсовет в феврале 2016 принял решение в„– 46 "Об утверждении схемы организации заезда грузового транспорта в Одесский морской порт". Им было ограничено движение грузового транспорта по улицам Черноморского казачества, Атамана Головатого, Церковной, Одария. Поэтому грузовики должны были ехать в Одесский морской торговый порт только через территорию "Евротерминала".

Также ООО "Евротерминал" инкриминируют то, что компания может повышать цены на услуги, связанные с обслуживание и обработкой ТС на территории Сухого порта и поддерживать их на уровне, что превышает тот уровень, который был бы при наличии конкуренции.

"Указанное подтверждается тем, что ООО "Евротерминал" по собственному усмотрению устанавливает стоимость на услуги и ООО не имеет обязательства согласовывать такие услуги между юридическими и физическими особами. Также терминал может повышать или снижать стоимость услуг, применяя при этом скидки. На данном рынке "Евротерминал" не имеет ни одного конкурента, а оплата услуг, которые предоставляются "Евротерминалом", являются обязательными для ТС, которые хотят проехать на территорию Одесского порта, даже если такие субъекты не требуют получения услуг "Евротерминала", — утверждают в АМКУ.

"Пользователи, перевозчики и экспедиторы ограничены в возможности выбора тех услуг, которые им нужны. Кроме того, ТС не смогут попасть в Одесский порт без уплаты тарифа, даже если им не нужны услуги Сухого порта", — объясняют в АМКУ.

Заложники ситуации

В "Евротерминале" объяснили, что на их плечи по сути легла проблема организации движения, находящаяся вне ведения компании. Так, Одесский городской совет после начала разбирательств "Евротерминала" с АМКУ получил рекомендации ведомства снять знаки, ограничивающие прохождение грузового транспорта к упомянутому КПП в„–2 через жилой массив, а также по еще одному маршруту — через ул. Одария к КПП в„–1.

В феврале 2016 года Главное управление Нацполиции в Одесской области отозвало согласование схемы движения с ограничительными знаками к КПП в„–1 и КПП в„–2, но это не остановило городские власти от продолжения действия данного ограничения.

В "Евротерминале" настаивают на предвзятости действий в отношении компании. "АМКУ, не увидев подвоха, оперирует данными жалоб некоторых перевозчиков и ссылается на невозможность заезда в порт в обход "Евротерминала", ввиду наличия знаков дорожного движения, ограничивающих проезд. Ответчик призывает полагаться на реальное положение дел, согласно которому процент трафика в порт в обход "Евротерминала" составляет больше половины", — рассказывают в компании.

В подтверждение этой позиции "Евротерминал" ссылается на позицию Одесского морского торгового порта, который сообщает, что "на идентичных условиях въезд грузового автотранспорта с грузами возможен через КПП в„–2, въезд/выезд грузового автотранспорта с грузами возможен через КПП в„–4, выезд грузового автотранспорта с грузами возможен через КПП в„–1. Собственно, использование КПП осуществляется по выбору перевозчика/водителя автотранспортного средства".

Кроме того, в ГП "Администрация морских портов Украины" сообщили, что подтверждением факта обеспечения администрацией ОМТП условий равного доступа к разным КПП являются фактические показатели обработки автотранспорта.

"По результатам обработки грузового автотранспорта за 7 месяцев 2016 года распределение потока транспорта, в соответствии с выбором клиентов, выглядит следующим образом: КПП в„–4 — 48,3% от общего объема, КПП в„–2 — 51,7%", — проинформировали в АМПУ.

Но в комитете решили не принимать во внимание ни данные АМПУ, ни Одесского морского торгового порта.

Юристы "Евротерминала" обвинили в заангажированности Государственного уполномоченного по делу. По мнению компании, госчиновник умышленно игнорирует факты, которые противоречат позиции АМКУ.

Подводя итоги

На практике это не первый раз, когда претензии АМКУ откровенно "спорные". Очередное слушание по делу назначено на 12 декабря. Пока сложно спрогнозировать, чем оно закончится. А на кону, тем временем, стоят условия проезда грузового транспорта в крупнейший порт Украины и санкции за нарушение антимонопольного законодательства.


Источник: delo.ua Версия для печати




Комментарии
 
Ваш комментарий
 Имя   Город
  до 500 символов
 

 
Еще новости

  • Онемели: кто из мобильных операторов заработал больше всего
  • Куриное королевство: Топ-10 крупнейших производителей курятины в Украине
  • ТОП-25 самых доходных компаний в энергосекторе
  • Самые доходные и расходные статьи в бюджетной энергетике-2018
  • Как НКРСИ планирует осуществлять проверки операторов связи
  • Как распродаются активы ликвидируемых банков через голландские аукционы
  • Как новая рента на добычу газа привлечет в отрасль деньги
  • Сколько денег выделили на дороги в бюджете-2018
  • Известный киевский ресторатор открыл заведение в Варшаве
  • Как открыть собственный бар и зарабатывать на атмосфере